Выполните задание самостоятельно и проверьте решение/ответ
Для эффективного выполнения заданий и тестов рекомендуем пройти наши видео-уроки по теории и разбору заданий по теме
Получите полный доступ к видео-урокам и материалам курса >>>Прочитайте текст и ответьте на вопросы:
Взаимосвязь науки и производства прошла различные исторические этапы в своем развитии.
На первых этапах наука еще не могла оказывать сколько-нибудь значительного воздействия на развитие производства, она, как правило, шла рядом с производством или даже позади него, теоретически обобщая эмпирически добытые технические новшества. В ХIХ веке зарождается новый этап во взаимодействии науки и производства, подмеченный уже К. Марксом и определённый им как процесс превращения науки в непосредственную производительную силу общества. Рубеж этих двух этапов лежит между изобретением паровой машины и открытием электричества. Изобретение паровой машины относится еще к первому этапу: сначала паровая машина была создана (причем создана самоучками-практиками), и только впоследствии появилась теория паровых машин. Другое дело открытие электричества: сначала оно было открыто в лабораториях ученых, и лишь затем были найдены способы внедрения его в производство<…> Таким образом, наиболее характерная черта нового исторического этапа взаимодействия науки и производства – опережение наукой производства, превращение науки в «отца» современных отраслей производств (энергетики, химии, электроники, ракетостроения, радиотехники)<…>
Наука позволяет получать новые, не имеющиеся в готовом виде в природе, предметы труда с заранее заданными самим человеком свойствами (синтетическое волокно, искусственные алмазы, сверхпрочные сплавы и т.д.). Благодаря науке принципиально меняются орудия труда и технология производства в целом, что особенно ощутимым становится на сегодняшнем витке научно-технической и технологической революции, связанным с внедрением микропроцессоров, роботов, биотехнологии. И, наконец, определённый минимум научных знаний является теперь обязательным атрибутом современного производителя материальных благ, работника нового типа.
Необходимо учитывать, что в непосредственную производительную силу общества превращаются не только естественные технические, но и общественные или шире – гуманитарные науки. Имеется в виду не только их участие в совершенствовании производственных отношений, что позволяет увеличить производительную силу труда, но их непосредственное воздействие на главную производительную силу общества – человека-труженика.
(С.Э. Крапивенский)
Вопросы и задания:
1. Используя заключительную часть текста, приведите три примера роли конкретных гуманитарных (или социальных) наук как непосредственной производительной силы.
2. Назовите, опираясь на знание обществоведческого курса, любые три функции современной науки, о которых в данном фрагменте не сказано.
3. Как автор характеризует роль науки в производстве на первых этапах истории? Какие события автор считает переломными на первом и втором этапах развития отношений науки и производства?
4. Приведите любые четыре характеристики современного этапа развития взаимодействия науки и производства из предложенных в тексте.
Вопрос 1.
1) Роль психологии. Изучение различных разновидностей мотивов деятельности, выявление мотивов труда рабочих, усиление их мотивов.
2) Роль экономики. Использование таких способов повышения производительноcти труда рабочих, как стимулирование труда через премии, "участие в успехе" (т.е. доход работника должен прямопропорционально зависеть от успешности деятельности предприятия).
3) Роль социологии и политологии. Долговременное планирование деятельности государства по обеспечению роста возможностей профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы (например, повышение доступности образования, понижение стоимости жилья и повышение доступности ипотечного кредита).
Вопрос 2.
1) Просветительская функция
2) Функция подготовки квалифицированных рабочих кадров для производства
3) Научная организация труда
Вопрос 3.
На первом этапе наука отставала от нужд производства. Переломными событиями в развитии науки автор вслед за К. Марксом считает внедрение в производство паровых машин и достижений в области изучения электричества.
Вопрос 4.
Наиболее характерные черты нового исторического этапа взаимодействия науки и производства:
1) Опережение наукой производства
2) Превращение науки в «отца» современных отраслей производств (энергетики, химии, электроники, ракетостроения, радиотехники)
3) Наука позволяет получать новые, не имеющиеся в готовом виде в природе, предметы труда с заранее заданными самим человеком свойствами