Подготовка к ЕГЭ Обществознание | Задание 9 из 438

9

Урок 3 >> Задание 3.2

Выполните задание самостоятельно и проверьте решение/ответ

Прочитайте текст и ответьте на вопросы к нему:


Человек принадлежит к животному царству и подчиняется биологическим законам; более того, как телесно-материальное образование он – как любой вид материи – подвержен вещественным и энергетическим воздействиям. Но человек обладает мышлением, речью и сложной структурой мыслительной и эмоциональной деятельности, которую мы называем сознанием. Люди способны осознавать факт своего существования, выдвигать и реализовывать жизненные цели, соответствующие системе их ценностных установок. В поведении человека присутствуют биологические инстинкты, но они контролируются законами сообщества людей. Поведение же животных жёстко запрограммировано системой условных и безусловных рефлексов, не дающей им возможности выйти за рамки своего биологического естества. Каким бы сложным ни казалось нам поведение животного, оно остаётся поведением инстинктивно-биологическим.

Обратимся в подтверждение к примеру жизни человека, имеющего большой авторитет в философской антропологии. Мы имеем в виду Иммануила Канта. От рождения он был таким слабым и болезненным, что его жизнеспособность вызывала у окружающих большие сомнения. Кант же смог так организовать свою жизнь, так неукоснительно следовать им самим сформулированным принципам, что не только прожил восемьдесят лет, но и явил пример преданнейшего служения науке.

С другой стороны, природные задатки способствуют интеллектуальному развитию людей, во многом определяют их склонность к творческим формам деятельности. Таким образом, в понимании человека важно избегать двух крайностей: «биологизации» и «социализации» человеческой природы.

И всё же нельзя утверждать, что человек обладает двумя самостоятельными сущностями. Сущность человека едина, и её образует совокупность надприродных свойств, благодаря которым мы преодолеваем свою биологическую определённость. Свобода воли, проявляющаяся в способности выбирать свою судьбу, пути своей жизни, – главное и основное из этих свойств человека. Смысл жизни человека как раз и заключается в том, чтобы самостоятельно, усилием своей воли преодолевать или пытаться преодолеть все сопротивления и обстоятельства, реализуя свою жизненную программу. В этом случае человек становится действительно свободным, поскольку способен властвовать над внешними обстоятельствами и условиями.

(В. Кузнецов, К. Момджян и др.)


Вопросы:

1. Авторы пишут о том, что сближает человека с животным миром и чем человек от животного отличается. Приведите любые два признака сходства и любые два отличительных признака, указанных в тексте.

2. Какой смысл авторы вкладывают в понятие «свобода человека»? Можно ли приведённый ими пример из жизни И. Канта рассматривать как проявление свободы? Аргументируйте свой ответ, опираясь на текст.

3. Авторы считают, что смысл жизни человека заключается в реализации своей жизненной программы, зачастую вопреки существующим обстоятельствам. Опираясь на обществоведческие знания и факты социальной жизни, приведите три примера преодоления людьми негативных обстоятельств на пути реализации ими своих жизненных целей.

4. Каких двух крайностей, согласно мнению авторов, важно избегать в понимании человека? Укажите любые три негативных последствия, к которым может привести и та и другая крайности.


ОТВЕТ / РЕШЕНИЕ :


Вопрос 1.
Два признака сходства - подчинены биологическим законам, подвержены вещественным и энергетическим воздействиям.
Два признака отличия - мышление и сознание.

Вопрос 2.
1) "Свобода воли, проявляющаяся в способности выбирать свою судьбу, пути своей жизни, – главное и основное из этих свойств человека".
2) Да, можно, так как несмотря на то, что И.Кант находился в болезненном и не жизнеспособном состоянии, он смог прожить 80 лет и посвятить свою жизнь науке.

Вопрос 3.
Пример 1. Фридрих Ницше, несмотря на то, что очень сильно болел, он смог создать свою философскую систему и оказать большое влияние на последующие философские школы.
Пример 2. Алексей Мересьев лишился ног. Казалось бы, что карьере летчика пришел конец, но он не сдался. Поставил протезы и, в итоге, стал летать.
Пример 3. Людвиг ван Бетховен терял постепенно свои навыки музыкального слуха, он слышал звон в ушах, который мешал писать ему музыку, превозмогая свои силы, он еще занимался музыкой.

Вопрос 4.
1) "Таким образом, в понимании человека важно избегать двух крайностей: «биологизации» и «социализации» человеческой природы."
2) Три негативных последствия Биологизации:
— Будет потеряна духовная составляющая
— Может привести людей к расизму
— Люди перестанут подавлять свои биологические-инстинкты, т.е. они потеряют свою социальную сущность

Три негативных последствия Социализации:
— Отказ от биологических потребностей может привести к смерти человечества, государства и т.д.
— Стирание границ частного и общего
— Безответственное отношение к своему организму



Пропустить




Остались вопросы? Задайте свой вопрос в сообщество учеников и преподавателей EXAMMY!

Задать вопрос