Выполните задание самостоятельно и проверьте решение/ответ
Для эффективного выполнения заданий и тестов рекомендуем пройти наши видео-уроки по теории и разбору заданий по теме
Получите полный доступ к видео-урокам и материалам курса >>>Прочитайте текст и ответьте на вопросы:
С возникновением «класса интеллектуалов» движителем социального прогресса становятся нематериалистические цели, и та часть социума, которая не способна их усвоить, объективно теряет свою значимость в общественной жизни более, нежели любой иной класс в аграрном или индустриальном обществах. Интеллектуальное расслоение, достигающее сегодня беспрецедентных масштабов, постепенно становится основой всякого иного социального расслоения…
Развитие современной экономики, основанной на производстве и использовании знаний, предполагает формирование нового принципа социальной стратификации, гораздо более жесткого по сравнению со всеми, известными истории. В аграрных обществах власть феодалу над крестьянами давало право рождения, в обществе индустриальном могущество капиталиста основывалось на праве собственности, а влияние госудаственного служащего определялось его местом в политической системе; все эти статусные факторы не были обусловлены естественными и неустранимыми качествами людей – любой член общества, оказавшись на месте представителей господствующего класса, мог бы с большим или меньшим успехом выполнять соответствующие социальные функции…
В современных же условиях не социальный статус служит условием принадлежности человека к элите постиндустриального общества; напротив, сам он формирует в себе качества, делающие его представителем высшей социальной страты. Широко распространено мнение о том, что информация есть наиболее демократичный источник власти, ибо все имеют к ней доступ, а монополия на нее невозможна; однако важно и то, что информация является и наименее демократичным фактором производства, так как доступ к ней отнюдь не означает обладания ею …
(В.Л. Иноземцев)
Вопросы и задания:
1. Опираясь на текст и знание обществоведческого курса, поясните значение терминов «социальная стратификация», «элита», «постиндустриальное общество».
2. Автор называет информацию фактором производства. Привлекая знания обществоведческого курса, назовите четыре других фактора производства.
3. Как автор оценивает новый принцип социальной стратификации? Приведите два авторских обоснования этой оценки.
4. Какие изменения, по мнению автора, произошли в обществе с возникновением «класса интеллектуалов»? Назовите любые два изменения.
Вопрос 1.
Социальная стратификация – это расслоение общества на иерархические социальные страты по признакам: уровня дохода, образования, власти и престижа.
Элита – это составляющая меньшинство общества группа лиц, обладающих лидерскими качествами и претендующая на власть.
Постиндустриальное общество – это стадия социального развития, для которой характерно представление об информации как о товаре, при которой большая часть людей занята в сфере услуг при роботизированном и автоматизированном производстве.
Вопрос 2.
Остальные факторы производства: капитал, труд, земля, предпринимательство.
Вопрос 3.
Оценка автором нового принципа социальной стратификации:
«Интеллектуальное расслоение, достигающее сегодня беспрецедентных масштабов, постепенно становится основой всякого иного социального расслоения»
Обоснование:
- «В современных же условиях не социальный статус служит условием принадлежности человека к элите постиндустриального общества»
- «Сам он формирует в себе качества, делающие его представителем высшей социальной страты»
Вопрос 4.
Изменения в обществе:
- «движителем социального прогресса становятся нематериалистические цели»
- «та часть социума, которая не способна их усвоить, объективно теряет свою значимость в общественной жизни более, нежели любой иной класс в аграрном или индустриальном обществах»