Выполните задание самостоятельно и проверьте решение/ответ
Для эффективного выполнения заданий и тестов рекомендуем пройти наши видео-уроки по теории и разбору заданий по теме
Получите полный доступ к видео-урокам и материалам курса >>>Прочитайте текст и ответьте на вопросы:
Развитие и формирование личности начинаются с момента рождения человека. Для ребёнка семья является первым воспитателем, ближайшей средой передачи ему духовного богатства, культурных традиций, формирования ценностных ориентаций, практических умений и навыков. Семья является для ребёнка микромоделью общества.
Семья формирует нормы и традиции. Семейные традиции аккумулируют родовой опыт социального развития, фиксируют прошлое...
Система семейного воспитания в последнее время претерпевает значительные изменения. Известно, что состояние современной семьи обусловлено рядом негативных факторов: произошло нарушение статуса семьи, даже во внешне вполне благополучных семьях отсутствует взаимопонимание между супругами, детьми и родителями.
Суть семьи – рождение и воспитание детей. Она может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей: матери, отца, бабушки, дедушки, – не относятся к ребёнку лучше, не любит его так и не заботится о нём столько. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Сегодня приходится отмечать, что разрушение семьи в традиционном понимании усугубляет проблемы семейного воспитания по ряду причин. Малодетность семьи уже во многих поколениях: воспитываясь в таких условиях, дети не получают практических навыков по уходу за младшими братьями и сёстрами. Молодые семьи имеют возможность отделиться от своих родителей; влияние старшего поколения снижается, его опыт остаётся невостребованным и др.
Основными условиями успеха в воспитании детей в семье можно считать наличие нормальной семейной атмосферы, авторитета родителей, правильного режима дня, своевременного приобщения ребёнка к книге и чтению, к труду. Семейные традиции очень важны, поскольку благодаря им молодое поколение учится ценить и уважать семейную атмосферу и понимать ценность семьи.
(Л.А. Чиликина)
Вопросы и задания:
1. Какие две функции семьи рассмотрены автором? Назовите любые три основных, по мнению автора, условия успеха в воспитании детей в семье.
2. Как автор характеризует семейные традиции? Приведите любые две характеристики. Опираясь на текст и обществоведческие знания, объясните важность участия старшего поколения в воспитании детей.
3. Автор рассмотрел роль семьи в воспитании детей. Используя обществоведческие знания и личный социальный опыт, назовите любые другие три субъекта, влияющих на развитие личности детей, и проиллюстрируйте примерами влияние каждого из них.
4. Автор полагает, что «семья является для ребёнка микромоделью общества». Используя текст, обществоведческие знания и личный социальный опыт, приведите три объяснения этого мнения.
Вопрос 1.
Автором рассматриваются такие функции семьи: репродуктивная и социализации. Основными условиями успеха в воспитании детей в семье автор считает:
- наличие нормальной семейной атмосферы
- авторитет родителей
- правильный режим дня
- своевременное приобщение ребёнка к книге и чтению, к труду
- семейные традиции
Вопрос 2. Характеристики:
- Семья формирует нормы и традиции. Семейные традиции аккумулируют родовой опыт социального развития, фиксируют прошлое...
- Семейные традиции очень важны, поскольку благодаря им молодое поколение учится ценить и уважать семейную атмосферу и понимать ценность семьи.
В современных семьях влияние старшего поколения снижается, его опыт остаётся невостребованным. Молодые семьи проживают отдельно от старшего поколения, вследствие чего нарушаются родственные связи, сокращается время общения детей и родителей, бабушек и дедушек с внуками. А взаимодействие старшего и молодого поколения необходимо, потому что благодаря общению с родителями, бабушками и дедушками молодые люди узнают об истории своей семьи, у них появляется чувство гордости за своих предков. В итоге у молодежи может сформироваться чувство ответственности за старшее поколение, появиться желание помощи и поддержки своих родителей в старости.
Вопрос 3.
На развитие личности ребенка влияют:
- Школа. Учителя формируют у учащихся правильное поведение в обществе, знакомя их с правилами и нормами поведения.
- Социальное окружение. Катя по примеру своих одноклассниц стала посещать секцию аэробики.
- СМИ. В семье по вечерам смотрят ежедневную информационную программу «Время»
Вопрос 4.
Семья является для ребёнка микромоделью общества.
- Первичная социализация ребенка происходит в семье: семья является первым воспитателем, ближайшей средой передачи ему духовного богатства, культурных традиций, формирования ценностных ориентаций, практических умений и навыков, которые ему будут необходимы для жизни в обществе.
- Освоение основных социальных ролей. В семье у ребенка есть определенные социальные роли, он учится им соответствовать. В дальнейшей жизни он будет использовать свой опыт при выполнении другой социальной роли в соответствии с социальным статусом.
- Межличностные отношения. Первые межличностные отношения ребенка складываются в семье: с родителями, братьями и сестрами, бабушками и дедушками. Полученные навыки общения в семье используются нами в социуме.