Выполните задание самостоятельно и проверьте решение/ответ
Для эффективного выполнения заданий и тестов рекомендуем пройти наши видео-уроки по теории и разбору заданий по теме
Получите полный доступ к видео-урокам и материалам курса >>>Прочитайте текст и ответьте на вопросы:
Изучение взаимодействия спроса и предложения, конкуренции как основных инструментов ценообразования позволяет вести результативный поиск элементов эффективного механизма рыночной саморегуляции… В условиях рыночной экономики цена выполняет ряд важных функций.
Цены передают информацию… Система цен автоматически распространяет информацию для всех участников рынка об устойчивом росте или снижении спроса на тот или иной вид товара. Это побуждает их наращивать или, наоборот, сокращать объём производства до тех пор, пока вновь рост или падение цен не пошлют сигналы о дефиците или перепроизводстве товарной продукции.
В современных условиях в развитых странах Запада действие ценовой системы значительно упрощено благодаря функционированию высокоорганизованных рынков, обладающих развитой инфраструктурой. Вместе с тем, ценовая система усложнена благодаря искажениям ценовой информации, что объясняется рядом причин. Прежде всего, стоит отметить вмешательство государства в экономические процессы. Негативную роль играет деятельность монополий, стремящихся к извлечению максимально высокой прибыли, в том числе путём взвинчивания цен. Искажающим фактором является также инфляция, особенно если она имеет высокий уровень и неустойчивый характер.
Цены выполняют важную стимулирующую функцию. Каждое предприятие стремится снизить издержки производства, справедливо усматривая в этом один из проверенных временем рычагов роста прибыли. В этих целях используются достижения научно-технического прогресса, инновационные и конкурентоспособные технологии, ноу-хау, всевозможные виды менеджмента и др. Себестоимость продукции, трудоёмкость её выпуска являются основой формирования рыночных цен. Каждое предприятие располагает на этом пути своими возможностями и резервами, используя их для достижения поставленной цели. Тем самым цена стимулирует внедрение достижений научно-технического прогресса, способствует снижению издержек производства и повышению качества продукции.
Цены участвуют в регулировании производства товаров и услуг, а также влияют на распределение доходов, на изменение структуры их использования. Эта функция вне государственного воздействия носит стихийный характер. Рост цен, например, способствует увеличению производства товаров, но до известных пределов, так как высокие цены ограничивают спрос.
(В. И. Кушлин)
Вопросы и задания:
1. Какие три причины, по мнению автора, обуславливают искажение ценовой информации?
2. Известно, что в условиях рынка цены устанавливаются под влиянием спроса и предложения. Однако, по мнению ряда экономистов, и в этих условиях государство не должно утрачивать контроль над ценами на товары и услуги. Используя содержание текста и обществоведческие знания, выскажите три предположения о возможных формах и проявлениях подобного контроля.
3. Какие два основных инструмента рыночного ценообразования названы в тексте? В чём состоит значение информации, распространяемой системой цен?
4. Какие три функции цен в условиях рынка рассмотрены в тексте? Назовите их и проиллюстрируйте каждую конкретным примером.
Вопрос 1.
1) вмешательство государства в экономические процессы
2) деятельность монополий, стремящихся к извлечению максимально высокой прибыли, в том числе путём взвинчивания цен
3) инфляция, особенно если она имеет высокий уровень и неустойчивый характер
Вопрос 2.
1) установление максимально возможной цены на определенные категории товаров
2) сокращение инфляции
3) предотвращение появления монополий
Вопрос 3.
Спрос и предложение.
Система цен автоматически распространяет информацию для всех участников рынка об устойчивом росте или снижении спроса на тот или иной вид товара.
Вопрос 4.
1) цены передают информацию (приходя в магазин и видя повышение цены на молоко
Пример. Гражданин Д делает вывод о том, что на рынке наблюдается дефицит молока и скупает его, чтобы успеть купить по этой цене
2) цены выполняют стимулирующую функцию
Пример. В компании А, чтобы сократить издержки, на закуплены новые станки
3) цены участвуют в регулировании производства товаров и услуг, а также влияют на распределение доходов, на изменение структуры их использования
Пример. В стране Z при понижении спроса на автомобили понижается их производство и цены на них