Выполните задание самостоятельно и проверьте решение/ответ
Прочитайте текст и ответьте на вопросы:
Психические свойства – не изначальная данность; они формируются и развиваются в процессе деятельности личности. Подобно тому как организм не развивается сначала, а затем функционирует, а развивается, функционируя, так и личность не формируется сначала, а затем начинает действовать: она формируется, действуя, в ходе своей деятельности. В деятельности личность и формируется, и проявляется. Будучи в качестве субъекта деятельности ее предпосылкой, она является вместе с тем и ее результатом.<...> В труде, учении, игре формируются и проявляются все стороны психики. Но не все психическое содержание действия или поступка человека, не всякое психическое состояние в равной мере может быть отнесено к сколько-нибудь устойчивым свойствам личности, которые характеризовали бы какую-нибудь сторону ее психического облика. Некоторые акты в своем психическом содержании характеризуют скорее обстоятельства какой-нибудь приходящей ситуации, не всегда существенной и показательной для личности.
Поэтому особо встает вопрос о том, как формируются и закрепляются относительно устойчивые психические свойства личности.
Психические свойства личности – ее способности и характерологические черты – формируются в ходе жизни. Врожденные особенности организма являются лишь задатками – весьма многозначными, которые обусловливают, но не предопределяют психические свойства человека. На основе одних и тех же задатков у человека могут выработаться различные свойства – способности и черты характера в зависимости от хода его жизни и деятельности не только проявляются, но и формируются. В работе, учении и труде складываются и отрабатываются способности людей; в жизненных деяниях и поступках формируется и закаляется характер. Этот образ действий в единстве и взаимопроникновении с объективными условиями существования, выступающими как образ жизни, существенно обусловливает образ мыслей и побуждений, весь строй, склад, или психический облик, личности.
(С.Л. Рубинштейн)
Вопросы:
1. Какие два психических свойства личности называет автор? Укажите любые две особенности процесса их становления.
2. Влияют ли, по мнению С.Л. Рубинштейна, объективные условия существования человека на его психический облик? Как автор обосновывает свое мнение?
3. Опираясь на знания курса и собственный опыт, приведите два аргумента, подтверждающие мнение автора.
4. Как, по мнению автора, деятельность влияет на личность? Приведите два суждения автора по этому вопросу.
5. Считает ли автор, что человек с рождения является личностью? Выпишите из текста две фразы, подтверждающие ваш ответ.
Вопрос 1. Психические свойства личности:
— способности;
— характерологические черты.
Особенности процесса их становления:
— врожденные особенности;
— в процессе жизни и деятельности.
Вопрос 2.
По мнению автора, влияют. С.Л. Рубинштейн обосновывает свое мнение тем, что "объективными условиями существования, выступающими как образ жизни, существенно обусловливает образ мыслей и побуждений, весь строй, склад, или психический облик, личности".
Вопрос 3.
1) Если ребенок растет в неблагоприятной среде, например, в семье, где родители — алкоголики, и отец избивает мать, то ребенок вырастет жестоким и психически неустойчивым;
2) Если ребенок растет слишком в благоприятной среде, например родители хорошо обеспечены и позволяют детям все: любые капризы, то он вырастет избалованным и несамостоятельным человеком, который привык получать все на блюдечке.
Вопрос 4.
1) В деятельности личность формируется, и проявляется.
2) В труде, в учении, в труде формируются и проявляются все стороны психики.
Вопрос 5.
Автор считает, что человек с рождения не является личностью:
1) Личность не формируется сначала, а затем начинает действовать: она формируется, действуя, в ходе своей деятельности;
2) Будучи в качестве субъекта деятельности ее предпосылкой, она является вместе с тем и ее результатом.