Выполните задание самостоятельно и проверьте решение/ответ
Для эффективного выполнения заданий и тестов рекомендуем пройти наши видео-уроки по теории и разбору заданий по теме
Получите полный доступ к видео-урокам и материалам курса >>>Прочитайте текст и ответьте на вопросы к нему:
Современное значение термина «культура» весьма многообразно и часто неопределённо. Достаточно напомнить, что под культурой сегодня понимают не только состояние или характеристику общества и человека вообще, но и вполне конкретную совокупность технологий, обычаев, традиций, образ жизни, государственность и т.п.: «культура Древней Руси», «культура античного мира», «Запад» или «западная культура», «Восток» или «культура Востока» и т.п. Именно в этом смысле говорят, например, о многих культурах, о сравнении культур, о диалоге и взаимодействии культур. В этих ситуациях термином «культура» обозначается реально существующая культура, созданная в определённом ареале…
Этим словом (термином) обозначаются в обыденной жизни искусство, музеи, библиотеки, кино, театры, религия и множество других самых разных вещей. Мы определяем как «культурное» или «некультурное» поведение людей; применяем такие выражения, как «культура труда», «культура торговли», «культура производства» и т.д.
Явления культуры по определению возникают только как результаты (следы) человеческой деятельности; они не могут появиться в природе, «естественным» путём. Это, в частности, те же знания, верования, искусство, нравы, право, обычаи и все прочие способности, характерные черты и привычки, усвоенные человеком как членом общества; это язык, символы и коды, идеи, табу, ритуалы, церемонии, социальные институты, орудия, технологии и все связанные с указанными феноменами компоненты...
Поэтому любые проявления человеческой деятельности, имеющие место в конкретном социуме, так или иначе представляют культуру этого социума. Если, пусть даже из самых лучших и благородных соображений, произвольно изъять (не включить в состав культуры) некоторые из них, то картина исторически конкретной (локальной) действительной культуры будет неполной, а система взаимодействий между элементами или составными частями, сторонами данной культуры окажется искажённой. Иначе говоря, культура конкретно-исторического общества является даже в преступности, наркомании и прочих вполне одиозных событиях и процессах. Вполне заслуживая ярлыка «антикультура», такие феномены общественной жизни тем не менее остаются явлениями соответствующей культуры как целого.
(Д.А. Лалетин)
Вопросы и задания:
1. Приведите на основе текста любые три значения термина «культура».
2. Как, по мнению автора, связаны культура и деятельность? Покажите эту связь, обратившись к любым двум явлениям культуры, указанным в тексте.
3. Автор касается идеи диалога культур. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, назовите любые три проявления диалога культур в современном обществе и каждое из них проиллюстрируйте примером.
4. Автор утверждает, что социальные пороки являются неотъемлемым элементом культуры общества. Приведите три собственных суждения, подтверждающих или опровергающих позицию автора.
Вопрос 1.
- состояние или характеристику общества и человека вообще
- конкретную совокупность технологий, обычаев, традиций, образ жизни, государственность
- Этим словом (термином) обозначаются в обыденной жизни искусство, музеи, библиотеки, кино, театры, религия и множество других самых разных вещей
Вопрос 2.
Культура и деятельность, по мнению автора, связаны тем, что “явления культуры по определению возникают только как результаты (следы) человеческой деятельности”
Примеры:
- Ритуалы - это некие действия, которые совершают люди исходя из своей веры. Например: в православном богослужении используются различные ритуальные действия: обход алтаря, зажигание свечей.
- Новые технологии возникают из научной и технической деятельности многих людей. Например, чтобы осуществить полет на Марс сегодня разрабатываются новые технологии
Вопрос 3. Три проявления диалога культур:
1) Сегодня во многих странах мира существуют рестораны с кухней из разных стран мира. Пример: Гена решил поесть суши - японское национальное блюдо, и зашел в ближайший ресторан японской кухни.
2) Сегодня есть доступ к любому национальному кино. Пример: Ольга захотела посмотреть индийское кино и зашла на специализированный онлайн-кинотеатр.
3) Сегодня благодаря диалогу культур, можно узнать, как живут люди за рубежом. Пример: Татьяна гуляла по Красной площади и встретила компанию немцев, с которыми подружилась и отлично провела вечер: они научили ее говорить тосты по-немецки.
Вопрос 4.
Аргументы за (то, что социальные пороки - часть культуры общества):
1) Любая криминальная культура имеет свои ценности, традиции, ритуалы, а значит она - часть культуры.
2) Алкоголики имеют свои обычаи: к примеру дунуть в сторону и чокнуться перед употреблением спиртных напитков.
3) Женщины, работающие в сфере проституции, специфически выглядят и одеваются, что является частью культуры.
Аргументы против:
1) Людям, подверженным порокам - наплевать на любые ценности, им главное достичь результата: наркоману главное ввести в кровь дозу, алкоголику - главное выпить и опьянеть.
2) Преступникам главное достичь незаконного обогащения, на ценности общества им плевать.
3) Курильщикам плевать на ценности общества: несмотря на запреты они все равно курят.